Педагогический проект МБОУ лицея № 1
«В ФОКУСЕ БУДУЩЕГО»
Система работы по формированию коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности посредством организации проектно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Актуальность проекта
Развитие коммуникативно-исследовательских мотивов учащихся приобретает особое «метапредметное» значение, так как сегодня принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой - перевести обучающегося в режим саморазвития.
Обновленные ФГОС делают акцент на деятельностный и компетентностный подходы в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Реализовать данные подходы позволяет проектно-исследовательская деятельность. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Важно направить ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: создать единое образовательное развивающее пространство как условие формирования коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности учащихся посредством организации проектно-исследовательской деятельности
Задачи проекта:
- систематизация имеющегося опыта работы коллектива по созданию благоприятных условий для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста обучающихся;
- выявление одарённых и высокомотивированных учащихся;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм самореализации, нестандартности научного и креативного мышления учащихся;
- совершенствование системы подготовки учителей к работе по формированию коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности обучающихся, обучение через методическую учебу, корпоративное обучение, самообразование;
- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений учащихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных достижений обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность и олимпиадное движение;
- внедрение современных информационных технологий в систему работы образовательного учреждения
Гипотеза: создание в лицее системы работы по формированию коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, расширит образовательное пространство для формирования метапредметных компетенций и обеспечит повышение качества образования.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап - 2021-2022 учебный год
Цель: изучить и обобщить накопленный опыт по организации НИД в лицее и других ОУ, разработать нормативно-правовую базу проекта
Задачи:
- Создать творческую группу - команду учителей по основным направлениям реализации проекта.
- Разработать педагогические мини-проекты учителей-предметников, программы кружков, научных обществ (НОУ), курсов внеурочной деятельности.
- Разработать Положение о метапредметных методических объединениях учителей.
- Создать творческую группу по изучению и трансляции опыта применения технологии «День единого текста».
- Разработать сценарий образовательного события «День единого текста» и проводить образовательное событие два раза в год.
- Разработать проект Положения лицейского сайта «В фокусе будущего»III.
II. Внедренческий этап- 2022-2023 учебный год
Цель: оптимизировать данную систему работы с точки зрения НОТ и
разработать механизмы по реализации проекта «В фокусе будущего».
Задачи:
1. Формирование мониторинга результативности внедрения проекта.
2. Планирование работы метапредметных методических объединений.
3. Планирование работы НОУ и проектных групп, определение тем проектных и исследовательских работ обучающихся.
5. Организация работы эпистемических форумов НОУ на сайте «В фокусе будущего»
4. Организация корпоративного обучение по проведению образовательного события «День единого текста».
5. Открытие активной Интернет-площадки сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса – сайт «В фокусе будущего»
6. Подготовка и проведение научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня»
III этап. Рефлексивно-обобщающий – 2023-2024 учебный год
Цель: определение степени эффективности проекта.
Задачи:
1. Мониторинг результатов проекта «В фокусе будущего», определение положительных тенденций реализации, выявление проблем и анализ причин их возникновения.
2. Обобщение педагогического опыта: разработка продуктов проекта: методических рекомендаций, диагностических работ, учебно-методических пособий для учащихся. Интернет-площадки- сайта «В фокусе будущего»
4. Тиражирование позитивного опыта: участие в конкурсах педагогического мастерства, диссеминация опыта в виде статей и проектов.
Ожидаемые результаты.
- Разработка методического сопровождения развития системы работы по формированию коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности учащихся посредством организации проектно-исследовательской деятельности.
- Повышение активности учащихся в научно-исследовательской деятельности и участие в конкурсах исследовательских и проектных работ разного уровня;
- Рост профессиональной компетентности педагогических кадров в работе по созданию условий по формированию коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности учащихся
- Совершенствование системы работы лицея в области единых подходов к оценке образовательных достижений учащихся.
Социальные эффекты
- Высокая познавательная активность выпускников, как основа их социальной адаптивности и конкурентоспособности.
- Высокий уровень сформированности метапредметных (регулятивных) компетенций может стать гарантией личностного роста «учащегося - гражданина – человека».
Практическая значимость проекта
1. Система работы, организованная на уровне образовательного учреждения, является мотиватором повышения педагогического мастерства членов педагогического коллектива в работе по формированию коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности обучающихся
2. Вариативность реализации потенциала учащихся формирует осознанную профессиональную ориентацию на будущее.
Продукты проекта
1. Методические рекомендации по формированию коммуникативно-исследовательских мотивов и функциональной грамотности обучающихся
2. Исследовательские и проектные работы учащихся.
3. Публикации из опыта работы учителей разных предметов по формированию исследовательского поведения учащихся и функциональной грамотности.
4. Сайт «В фокусе будущего»» как образовательный ресурс.