Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.
М.В. Ломоносов
Юные исследователи!
Образование всегда было одной из главных, непреходящих ценностей человека. В наше время образование - не столько сумма знаний, сколько набор определённых качеств, позволяющих человеку выбрать из этой суммы необходимое ему, использовать эти знания, работать в команде, не теряя своей индивидуальности, свободно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, достигнуть успеха. Эти качества инвариантны (т.е. их значение одинаково) относительно национальностей, границ, времён, цивилизаций. Это особенно важно при нынешних мировых тенденциях к сближению, сотрудничеству. Системы образования различны в разных странах, но Наука не имеет национальности, поэтому воспитать в себе необходимые в наше время качества можно, участвуя в научных исследованиях, решая, пусть небольшие, но исследовательски, творческие задачи.
Обучаясь в лицее, все эти качества вы можете воспитать в себе и проявить, работая в научных обществах, участвуя в ежегодной научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня». От небольших задач к более сложным, от умения работать с литературой к навыкам ведения научной дискуссии – по этим ступенькам вы будете подниматься к вершинам научных знаний. В этом вам помогут ваши учителя, студенты, учёные и преподаватели Вузов. В этом раздедле сайта мы будем освещать информацию, которая вам пригодиться для создания проектов и исследований. Вы узнаете о том, как построить исследование, как создать проект. Лучшие ваши работы станут примером для всех юных исследователей.
Чем выше вы будете подниматься по ступеням, тем дальше вы будете видеть. Но не забываете вглядываться в окружающий мир, ведь крупицы научных знаний – вокруг вас, в обыденных вещах и явлениях. Не бойтесь споткнуться, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. По окончании лицея ступени лестницы в науку не закончатся, но мы знаем, что дальше вы уверенно будете подниматься сами, ведь «Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека». (А.П. Чехов)
Лицейская НПК Будущее начинается сегодня
Ежегодно в январе-феврале в лицее проходит научно-практическая конференция Инициаторами и первыми организаторами конференции были первый директор нашего лицея Лариса Степановна Шушунова и учитель математики, заслуженный учитель РФ, Наталья Леонидовна Будлянская. НПК проводится под наполненным глубоким смыслом названием: «Будущее начинается сегодня»!
Как построить исследование
Основные характеристики научно-творческого исследования
1. Любое исследование начинается с обоснования актуальности выбранной темы (почему эта тема интересна, чем она важна и т.д.).
2. Затем формулируется проблема – вопрос или ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ходе исследования.
3. На основе проблемы устанавливается цель исследования - это то, чего вы намерены достичь в процессе выполнения работы. При формулировке цели традиционно употребляют клише: определить ... , установить ... , выяснить ... , уточнить ... , разработать Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель. (Например, «решить данную задачу в применении к…», «доказать зависимость процесса от…» и т.д.).
4. Следующий этап – выдвижение гипотезы. Гипотеза - научное предположение, истинность которого не очевидна, т.е. требует доказательства. В последующей работе ваша гипотеза будут проверяться теоретическими или экспериментальными методами. Если гипотеза подтверждается, она становится научным фактом, теорией, если опровергается, то выдвигается новая гипотеза.
Гипотеза формулируется не во всех работах, например, в реферате, в техническом проекте, в творческой работе и т.п. она может отсутствовать.
5. Далее выбираются методы исследования, которые будут использоваться в работе: теоретические (теоретический анализ и синтез, аналогия, моделирование и т.д.) или эмпирические (изучение литературы, документов; наблюдение; анкетирование; опрос; эксперимент и т.д.)
6. Затем следует выполнение работы, анализ, обобщение полученных результатов, сравнение с гипотезой.
7. Написание текста отчёта по работе.
Методы научно-творческой деятельности.
В процессе выполнения научно-творческой работы применяются свои методы, характерные для этого вида деятельности.
Методы, используемые в научно-творческой деятельности, можно разделить на теоретические и опытные (по-другому – эмпирические, так как слово «эмпирика» и означает «опыт»). Тот или иной метод выбирается
-во-первых, исходя из предмета исследования. Например, если выясняется вопрос, почему вымерли динозавры, речь идёт только о теоретических методах, а при проверке воздействия удобрений на рост растений необходимо проводить эксперименты;
-во-вторых, необходимо учитывать свои собственные склонности. Если тему вашей работы можно раскрыть и на теоретическом уровне, и провести эксперимент, а вам нравится практическая работа, выбирайте опытные методы исследования.
Вот некоторые виды теоретических и опытных методов исследования:
Методы научных исследований:
Теоретические методы: теоретические анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, конкретизация, аналогия.
Эмпирические методы: беседа, опрос, анкетирование, наблюдение
Структура оформления научно-творческой работы.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура оформления научного произведения, основными элементами которого являются:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Главы основной части
5. Заключение
6. Библиографический список
7. Приложения
Титульный лист – первая страница научного отчета – заполняется по строго определенным правилам.
После титульного листа помещается оглавление (см. Приложение 2), в котором приводятся все заголовки научно – творческой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны полностью повторять все заголовки научно–творческой работы.
Введение к работе. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, указывается выбранный метод (или методы) исследования.
В главах основной части научно–творческой работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме научно – творческой работы и полностью раскрывать ее. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания работы, выносятся в приложения.
Научно–творческая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Эта часть играет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, и носит форму синтеза накопленной в основной части, информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов.
Заключительная часть предполагает так же наличие обобщенной оценки проделанной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.
После заключения помещается библиографический список используемой литературы. Чаще всего используется алфавитный способ группировки литературных источников. Этот способ характерен тем, что фамилии авторов и заглавия, (если автор не указан), размещены по алфавиту. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.
Описание печатного произведения начинается с указания фамилии автора и его инициалов, (если автор указан); далее с большой буквы записывается название произведения; после названия ставится черточка и указывается место издания, название издательства и год издания. В заключение после тире указывают количество страниц в печатном произведении.
На данном сайте есть материалы по построению исследовательской работы